Почему некоторые коллекционеры настолько высоко ценят монофонические пластинки?

Вплоть до конца 60-ых, большая часть музыки воспроизводилась на моно проигрывателях, музыкальных автоматах и домашних или автомобильных AM-радиостанциях. Потому в целях выгоды производители старались выпускать монографические пластинки. Ну и в то время количество студий с необходимым оборудованием, способном качественно записывать стерео, можно было пересчитать по пальцам. Да и стереозапись банально обходилась дороже.

Стерео набирал популярность очень медленно и в основном использовался компаниями, чтобы повторно продать старые альбомы, но на этот раз в стерео. Если у человека дома не было дома стереосистемы, то тот в большинстве случаев проходил мимо таких релизов. Кроме того, ранние стереофонические пластинки зачастую представляли собой плохо обработанный, сдвинутый по фазе моно-сигнал (по сути, фальшивое стерео), которые звучали хуже оригинала.

Был относительно недолгий период, когда компании одновременно выпускали моно- и стереографические пластинки. Но последние обычно записывались какими-нибудь стажерами, в то время как самые опытные специалисты работали над моно-миксом. В некоторых случаях, музыканты типа The Beatles приглашались на прослушивание финальной версии моно-микса. Однако они практически никогда не проявляли интереса к стерео. Конечно, со временем изменилось. Но вплоть до начала работы над «Abbey Road» они работали с четырехдорожечными магнитофонами. То есть, им нужно было уместить все инструменты, альтернативные гитарные проигрыши и мелодии всего на 4 дорожки, на основе которых было крайне затруднительно создать хорошее стерео. Только в процесс работы над «Abbey Road» они перешли на восьмидорожечные магнитофоны.

Стерео стало по-настоящему популярным только когда студенты начали массово покупать домашние стереосистемы, а также FM-радиостанции перешли на стерео как на HiFi формат. Потому звукозаписывающие компании тоже начали уделять больше внимания формату стерео, сделав его приоритетным. Для этого им пришлось переучивать своих звуковиков, и те нередко сопротивлялись этому, так как считали стерео лишь временной модой. Но, к счастью, стерео сохраняет актуальность по сей день и активно используется в как в филармониях, так и в подпольных джазовых клубах, в которых музыка в моно-формате звучала бы гораздо менее впечатляюще.

Но в течение многих лет, все деньги и таланты были сосредоточены именно на моно, и потому ранние монографические пластинки отличаются превосходным качеством звука.